Форум » » Земля обетованная (продолжение) » Ответить

Земля обетованная (продолжение)

Шал: Сталин и создание государства Израиль Антисемитизм Сталина, о котором можно прочитать почти во всех его биографиях, не был ни религиозным, ни этническим, ни бытовым. Он был политическим и проявлялся в форме антисионизма, а не юдофобии. В Грузии, где Сталин вырос, не существовало еврейских гетто, и грузинская еврейская диаспора была ассимилирована в грузинскую культуру. Евреи в Грузии жили столетиями. Они появились в Закавказье из Палестины и Персии, а не из Европы, говорили на грузинском языке и имели грузинские имена. Антисионизм Сталина наиболее заметно проявился после войны, когда «еврейский вопрос» стал острой международной проблемой. Социальное и правовое положение российских евреев радикально улучшилось именно после Октябрьской революции. Этому прежде всего способствовали отмена «черты оседлости» евреев и поддержка еврейской интеллигенцией социалистических идеалов. Однако СССР был антирелигиозным государством, и поэтому еврейские религиозные общины продолжали притесняться, но не больше, чем православные, мусульманские или католические. Буддизм был запрещен полностью. В СССР не было выходных дней или каникул, привязанных к каким-либо религиозным праздникам, и не только традиционно отмечавшиеся в России Рождество и Пасха считались рабочими днями, но и семидневная неделя была отменена в 20-е и в 30-е годы — до 1936 года. Заводы, фабрики, школы и другие учреждения работали на основе «Шестидневок», пять рабочих дней и шестой — выходной. Это обеспечивало два выходных дня в конце тех месяцев, которые насчитывали 31 день. Все эти антирелигиозные и календарные реформы проводились еще в «ленинский» период советской власти, то есть до 1924 года. Пик антирелигиозных декретов наблюдали в 1921 году, совпадая с началом голода, более либеральной экономической политики (НЭП) и окончанием Гражданской войны. Мусульманство и иудаизм труднее уживаются с коммунистическим режимом, чем православное христианство, так как они связаны с большим числом ритуальных обязанностей и содержат элементы законодательства. Легализация церкви, осуществленная Сталиным в 1943 году, касалась лишь православной религии и не распространялась на мусульманство, иудаизм и католицизм. В период войны и после войны особенно жестокие репрессии обрушились на мусульманские народы Кавказа и Крыма и на католические общины в Эстонии, Латвии, Литве и в Западной Украине. Государственный антисемитизм был скрытым и маскировался как борьба с космополитизмом. Он возник как неизбежная реакция властей на рост еврейского национализма, возникшего в результате нацистского геноцида евреев. Именно истребление евреев в Европе, осуществлявшееся с невиданной в истории цивилизаций жестокостью, привело к необходимости создания независимого еврейского государства. Это было возможно после войны только на территории Палестины, не имевшей и в 1945 году международного юридического статуса. Крымский проект ЕАК не мог быть альтернативой, так как на территории СССР создание действительно независимого еврейского государства было невозможно. Политический характер отношения Сталина к еврейским проблемам очевиден из того факта, что он проявил себя активным сторонником создания государства Израиль. Можно сказать даже больше — без поддержки Сталиным проекта создания еврейского государства на территории Палестины это государство в 1948 году не могло бы быть создано. Поскольку реально Израиль мог появиться лишь в 1948 году, так как именно в это время заканчивалось действие британского мандата на управление этой территорией, то решение Сталина, направленное против Великобритании и ее арабских союзников, имело историческое значение. До 1918 года Палестина входила в состав Османской империи, и создание в Палестине еврейских поселений, финансируемое сионистскими организациями, было крайне трудным. После поражения центральных держав в Первой мировой войне и распада двух империй, Австрийской и Османской, происходило образование большого числа новых государств, границы которых, часто очень произвольно, определялись странами-победителями. Палестина осталась просто «территорией», мандат на управление которой вновь созданная Лига Наций передала Великобритании. На этой территории в 1919 году жили 568 000 арабов-мусульман, 74 000 христиан и 58 000 евреев. Британское правительство, в отличие от турецкого султана, не запрещало иммиграцию евреев-поселенцев, но ввело жесткую квоту, не превышавшую 10 тысяч человек в год. Арабы всячески противились заселению Палестины евреями, и весь период британского мандата на эту территорию был насыщен конфликтами между арабским и еврейским населением. В период Второй мировой войны резко возросла нелегальная иммиграция евреев в Палестину. Это были, главным образом, беженцы из Европы и из Северной Африки, где шли сражения между германской и британской армиями. Постоянные конфликты вооруженных групп евреев с британскими гарнизонами стали обычным явлением. К 1946 году Британия не могла сохранять стабильность в Палестине и решила отказаться от своего мандата. К февралю 1947 года, когда в Организации Объединенных Наций была создана особая комиссия по Палестине, на подмандатной территории проживали 1 091 000 арабов-мусульман, 614 000 евреев и 146 000 христиан. Проблема Палестины оказалась очень трудной и для ООН. Великобритания, мандат которой истекал в мае 1948 года, настаивала на создании единого мультиэтнического палестинского государства. По этому принципу была создана в 1943 году соседняя независимая республика Ливан, управлявшаяся также с 1919 года Францией по мандату Лиги Наций. В Ливане в 1943 году христиане, православные греки, армяне и марониты составляли немногим меньше половины населения, около 7 процентов приходилось на друзов, и остальные были мусульманами, шиитами и сунитами примерно в равных пропорциях. Другие члены ООН, учитывая конфликтные отношения между арабами и евреями, предлагали создание федеративного государства по типу Югославии или Швейцарии. Этот проект был трудноосуществим, так как три основные религиозные и этнические группы в Палестине не имели достаточно изолированных территорий и были перемешаны. Третий проект, который поддерживали прежде всего США и СССР, предполагал разделение Палестины на два самостоятельных государства — палестинское и еврейское. В состав еврейского государства могли войти районы с преобладанием еврейского населения с центром в Тель-Авиве, в состав палестинского арабского государства отходила большая часть остальной территории. Иерусалим предполагалось объявить «открытым городом» под международным контролем. Обсуждать проблему Палестины в Совете Безопасности ООН было невозможно, так как Великобритания имела в этом случае право вето. Решение проблемы могло быть достигнуто только голосованием на пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Для подготовки проекта к голосованию была создана специальная комиссия по Палестине. Эта комиссия, работавшая несколько месяцев, рекомендовала для голосования в ООН именно тот проект двух государств, который поддерживали, прежде всего, США и СССР. Великобритания и все арабские и мусульманские страны были против. Главная сложность принятия рекомендованного проекта состояла в том, что по Уставу ООН за него должно было проголосовать не простое большинство, а две трети стран, входивших в ООН. В этих условиях позиция СССР, то есть Сталина, была критической. Сталин практически контролировал голоса пяти стран-членов ООН: СССР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Чехословакии и Польши. В 1947 году в ООН было всего лишь 60 членов. Страны, считавшиеся агрессорами в недавно закончившейся войне, — Германия, Япония, Австрия, Румыния, Венгрия и некоторые другие еще не были приняты в ООН. Большая часть африканских и почти половина азиатских стран все еще относились к разряду колоний. Вторая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, открывшаяся в сентябре 1947 года, приняла на себя обязанности временного комитета по Палестине и очень подробно обсудила все аспекты проблемы, заслушав не только доклад подкомитета, в который входили США и СССР, но и подкомитета мусульманских стран. Атмосфера дискуссии перед предварительным голосованием 25 ноября 1947 года была очень напряженной. В поддержку создания в Палестине двух независимых государств проголосовали 25 стран, 13 стран выступили против этого проекта и 17 стран, включая Великобританию и Югославию, воздержались. Югославия, хотя она входила в 1947 году в советский блок, поддерживала идею федеративной Палестины. СССР, Украина, Белоруссия, Чехословакия и Польша поддержали план разделения Палестины на два самостоятельных государства. Но для квалифицированного большинства в две трети не хватало одного голоса. На Ассамблею ООН не приехали делегации Филиппин и Парагвая. Эти страны были в 1947 году сателлитами США, и их представителей срочно доставили в Нью-Йорк. Разочарованием для еврейских и сионистских организаций было и слишком большое число воздержавшихся. Даже наличие большинства в две трети за счет 27 голосов из 57 стран, принимавших участие в работе Генеральной Ассамблеи, обеспечивало все же очень слабый мандат. Дискуссия и интенсивное лоббирование в течение нескольких дней до окончательного голосования 29 ноября 1947 года были очень активными. Председателем советской делегации на этой сессии ООН был Андрей Громыко, первый постоянный представитель СССР в ООН. В Москве в МИД наблюдение за работой советской делегации в ООН осуществлял главным образом Андрей Вышинский, в прошлом Генеральный прокурор, а с 1946 года заместитель министра иностранных дел СССР. Вышинский, в свою очередь, получал инструкции не столько от Молотова, сколько от Сталина, с которым он имел дружеские связи еще с периода 1908—1909 годов, когда они оба отбывали наказание в тюремной крепости в Баку за революционную деятельность — Сталин как большевик, Вышинский как меньшевик. Уместно привести отрывки из выступлений Громыко, чтобы были ясны аргументы советской делегации. Перед предварительным голосованием Громыко говорил общими словами: «Сущность проблемы состоит в праве на самоопределение сотен тысяч евреев и также и арабов, живущих в Палестине... их право жить в условиях мира и независимости в их собственных государствах. Надо принять во внимание страдания еврейского народа, которому Ни одно из государств Западной Европы не смогло порочь в период их борьбы с гитлеризмом и с союзниками Гитлера в защите их прав и их существования... ООН должна помочь каждому народу на получение права на независимость и самоопределение...» [63] Перед вторым решающим голосованием 29 ноября 1947 года Громыко выступил с более ясным предложением: «...Опыт изучения вопроса о Палестине показал, что евреи и арабы в Палестине не хотят или не могут жить вместе. Отсюда следовал логический вывод: если эти два народа, населяющие Палестину, оба имеющие глубокие исторические корни в этой стране, не могут жить вместе в пределах единого государства, то ничего иного не остается, как образовать вместо одного два государства — арабское и еврейское. Никакого иного практически осуществимого варианта по мнению советской делегации нельзя придумать...» [64] В решающем голосовании Генеральной Ассамблеи ООН 33 страны поддержали резолюцию о создании независимых арабского и еврейского государств; 13 стран голосовали против этого проекта, и число воздержавшихся уменьшилось до 10. Пять стран советского блока обеспечивали необходимое большинство в две трети. Если бы эти страны поддержали арабскую позицию, то соотношение «за» и «против» составило бы 28 к 18. Это не обеспечивало бы большинства в две трети, и поэтому создание Израиля не получило бы мандата ООН. Против создания Израиля в этом голосовании были мусульманские страны; Афганистан, Египет, Иран, Ирак, Ливан, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Турция и Йемен. Голосовали против также Индия, Греция и Куба [65] Югославия и Великобритания, которые в дебатах выступали против создания независимого еврейского государства, при голосовании воздержались. Югославия не могла выступать против СССР, Британия — против США. Изменили свою позицию от первого к второму голосованию: Бельгия, Франция, Голландия, Новая Зеландия, Люксембург, Либерия, Гаити. Все эти страны в 1947 году сильно зависели от американской экономической помощи через план Маршалла. Возмущенные принятым решением в пользу Израиля, арабские делегации покинули Нью-Йорк до окончания работы OOH. Мандат Великобритании на Палестину истекал 14 мая 1948 года. В эти несколько месяцев до формального провозглашения государства Израиль евреи начали быстро создавать государственную инфраструктуру и армию. Все арабские страны, окружавшие в то время Палестину, начали готовиться к войне. Когда Израиль был формально провозглашен 17 мая 1948 года независимым государством, то на следующий день США признало это государство, но только де-факто, что не подразумевало полных дипломатических отношений. СССР признал Израиль через два дня и, сразу де-юре. СССР был первой страной, установившей с Израилем дипломатические отношение США сделали такой же шаг лишь в 1949 году. В день провозглашения Израиля самостоятельным Государством регулярные армии Ирака, Сирии, Египта, Ливана и Йордании вторглись на его территорию. Началась первая арабо-израильская война. В этой войне именно Советский Союз оказал Израилю быструю и эффективную военную помощь. Через Чехословакию и Румынию в Израиль было отправлено по морю большое количество оружия всех видов. Большая часть это-го оружия была из запасов немецкого трофейного снаряжения. Поставки включали пулеметы, минометы, артиллерию и немецкие истребители «мессершмиты». Великобритания, напротив, поставляла оружие зависимым от нее арабским странам. Все эти страны, кроме Ливана, были в 1947 году монархиями, созданными Великобританией после Первой мировой войны. США объявили эмбарго на поставки оружия в этот регион. Вместе с оружием из стран Восточной Европы в Израиль приехало большое число военных — евреев, имевших опыт участия в войне против Германии. Секретно отправлялись в Израиль и советские военные офицеры. Появились большие возможности и у советской разведки. По свидетельству генерала Павла Судоплатова, использование офицеров советской разведки в боевых и диверсионных операциях против британцев в Израиле было начато уже в 1946 году [66] Голда Меир, первый посол Израиля в Москве и в последующем премьер-министр Израиля, пишет в своих воспоминаниях: «Как бы радикально ни изменилось советское отношение к нам за последующие двадцать пять лет, я не могу забыть картину, которая представлялась мне тогда. Кто знает, устояли ли бы мы, если бы не оружие и боеприпасы, которые мы смогли закупить в Чехословакии и транспортировать через Югославию и другие балканские страны в те черные дни начала войны, пока положение не переменилось в июне 1948 года? В первые шесть недель войны мы очень полагались на снаряды, пулеметы и пули, которые Хагане [**] удалось закупить в Восточной Европе, тогда как даже Америка объявила эмбарго на отправку оружия на Ближний Восток, хотя, разумеется, мы полагались не только на это. Нельзя зачеркивать прошлое оттого, что настоящее на него не похоже, и факт остается фактом: несмотря на то, что Советский Союз впоследствии так яростно обратился против нас, советское признание Израиля 18 мая имело для нас огромное значение. Это значило, что впервые после второй мировой войны две величайшие державы пришли к согласию в вопросе о поддержке еврейского государства, и мы, хоть и находились в смертельной опасности, по крайней мере знали, что мы не одни. Из этого сознания — да и из суровой необходимости» — мы почерпнули ту если не материальную, то нравственную силу которая и привела нас к победе» [67] Очень часто высказывается предположение о том, что Сталин предполагал, что ему удастся присоединить Израиль к советскому блоку. Такого намерения у Сталина не было. Проамериканская ориентация Израиля была слишком ясной. Новая страна создавалась на деньги богатых американских сионистских организаций, которые оплачивали и то оружие, которое закупалось в Восточной Европе. В 1947 году многие и в СССР, и в Израиле считали, что позиция СССР в ООН определялась моральными соображениями. Громыко на короткий срок стал самым популярным в Израиле человеком. Даже Голда Меир в 1947 и 1948 годах была уверена, что Сталин помогает евреям из каких-то высоких моральных соображений: «Признание Советского Союза, последовавшее за американским, имело другие корни. Теперь я не сомневаюсь, что для Советов основным было изгнание Англии с Ближнего Востока. Но осенью 1947 года, когда происходили дебаты в Объединенных Нациях, мне казалось, что советский блок поддерживает нас еще и потому, что русские сами оплатили свою победу страшной ценой и потому, глубоко сочувствуя евреям, так тяжко пострадавшим от нацистов, понимают, что они заслужили свое государство» [68] В действительности, по мнению Сталина, создание Израиля отвечало в тот период и на обозримое будущее внешнеполитическим интересам СССР. Поддерживая Израиль, Сталин «вбивал клин» в отношения США и Великобритании и в отношения между США и арабскими странами. По свидетельству Судоплатова, Сталин предвидел, что арабские страны в последующем повернутся в сторону Советского Союза, разочаровавшись в англичанах и американцах из-за их поддержки Израиля. Помощник Молотова Михаил Ветров пересказал Судоплатову слова Сталина: «Давайте согласимся с образованием Израиля. Это будет как шило в заднице для арабских государств и заставит их повернуться спиной к Британии. В конечном счете британское влияние будет полностью подорвано в Египте, Сирии, Турции и Ираке»[69] Внешнеполитический прогноз Сталина в основном оправдался. В арабских и во многих других мусульманских странах было подорвано влияние не только Британии, но и США. Жорес Медведев http://scepsis.ru/library/id_1633.html

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

zavr: Новый фильм из серии "Запретные темы истории"

Mark_is: zavr пишет: Новый фильм из серии "Запретные Очень интересно. Не успел всё просмотреть, но завтра объязательно посмотрю.

xalex: Доктор Слуцис призвал возвести в Зилупе "Великую китайскую стену" Известный своими радикальными взглядами американский врач латышского происхождения Айвар Слуцис выступил с очередным заявлением о деколонизации Латвии. По его мнению, в Зилупе необходимо создать "вторую Великую китайскую стену". "Стена на берегу Зилупе означает повернуться спиной к тьме, злу, смерти и всему, что исходит с той стороны в течение 500 лет", — пишет доктор. По мнению Слуциса, "агенты ЧК" и продажные журналисты назовут это "Берлинской стеной". "Но Берлинская стена была нужна, чтобы держать людей внутри, а Зилупская стена будет похода на Китайскую стену, которую строили, чтобы держать снаружи врагов — монголов", — пишет он. По словам Слуциса, речь идет о "психологической стене", то есть отказе от всего, что связано с Россией и русскими. Слуцис полагает, что "в мире никто, кроме Латвии, не кланяется России". Он также уверен, что Европе выгоднее было бы использовать американский газ, который стоит вдвое дешевле российского. "В Библии Моисей сказал фараону — "Отпусти мой народ!". Пожалуйста, господин Путин, скажи то же самое латышам, и мы поможем русским уйти! Моисей не сказал — "Дай всем египетское гражданство и иврит, как второй официальный язык!", — отмечает Слуцис. Слуцис также предлагает программу действий из шести пунктов: выдать русским особые паспорта, позволяющие путешествовать по Европе, в обмен на отъезд из Латвии, выдать гражданство каждому русскому, который добьется отъезда из Латвии 10 своих соотечественников, призвать русских получать российское гражданство, ввести обязательную воинскую службу только для граждан, пересмотреть право бывших советских военных на проживание в Латвии, потребовать от ЕС помощи в ликвидации последствий оккупации. DELFI


Mark_is: Л.Латынина Я вам странную вещь скажу - я сейчас была в таком замечательном месте, как государство Израиль - по всему Ближнему Востоку восстают арабы против своих правительств. И есть одно государство, в котором живут арабы, и не восстают. Знаете, как называется это государство? - государство Израиль. Полтора миллиона арабского населения среди 8-миллионного Израиля. Почему не восстают - для этого надо видеть арабские деревни в Израиле. Это деревни, в которых дома в два раза выше и в два раза шире любого дома в израильской деревне. А почему они в два раза выше? - потому что арабы не платят налоги. Они не платят налоги <<кровавому сионистскому режиму>>, - естественно, зачем им содержать израильские истребители? Они не получают никаких бумаг - все эти дома часто построены незаконно, а если ты их начнешь сносить, то крик про сионистских оккупантов. Эти деревни - кто-то более враждебен евреям, кто-то совсем не враждебен, но супер-радостных отношений там нет. Все равно эти люди не платят налоги и не будут платить, и эти люди не считают себя связанными израильскими законами. Эти люди избирают в парламент израильский каких-то странных представителей, которые потом встречаются с ХАМАС. Но на самом деле каждый человек из этой деревни, который рассчитывается кэшем, который произносит все положенные слова о <<сионистском режиме>>, он понимает, что у него существует большой дом - причем, лучший на всем Ближнем Востоке, гораздо лучший, чем в какой-нибудь нечастной Ливии, гораздо лучше, чем в какой-нибудь несчастной Газе. Потому что в Газе есть потрясающие дома тоже, есть такие дома, что просто не уступят дворцу Путина. Но это дома руководителей. А внутри самой Газы, если это не руководители, не те, кто распределяет деньги от Европы, гуманитарную помощь - это лачуги. Так вот в арабских деревнях в Израиле такого нет - все дома очень большие, если ты хоть что-то делаешь, а работает араб довольно мало, он не так часто занят на высокотехнологических работах, никогда рядом с арабской деревней не видно индустриальной зоны, тем более, <<хай-тэковской>> зоны, чаще всего это сельское хозяйство, это безналоговое строительство. Иногда это какая-то более продвинутая работа. Так вот, несмотря на то, что эти люди не платят налоги, они прекрасно понимают, что они так хорошо существуют лишь внутри государства Израиль. Потому что хорошо, когда евреи платят налоги, строят дороги, когда евреи заботятся здравоохранением. Хорошо существовать в качестве такого паразита. Потому что если завтра государство Израиль развалится, и придет какая-нибудь Джамахирия и объявит, что здесь все принадлежит народу, то этих больших домов не будет, большие дома будут только у местного товарища Каддафи. И дорог не будет, здравоохранения не будет, вообще ничего не будет, и будут есть друг друга. А не едят друг друга только благодаря <<кровавому сионистскому режиму

ЙоЖеГ: Mark_is пишет: Л.Латынина \ А точно Л. Латынина, а не Ю.?

zavr: Да Йуля, конечно же..внебрачный сын Боннэр с уха мацы ))

zavr: Блеааааать... до че же она страшная

Алька: zavr пишет: Блеааааать... до че же она страшная тихо, тихо! Ты ж знаешь-у Брайна тонкая душевная организация, а Латынина-любимая его женщина..и любит он ее не за красоту неземную, а за умище! А влюбленного так легко ранить ...Он слаб, когда влюблен, его легко обидеть неосторожным высказыванием или случайным поступком, обмануть, потому что все его силы отданы любви, в которой он растворяется и тонет без спасательного круга...

Шал: zavr пишет: до че же она страшная Зато шевелюре даже сам дач мог бы позавидовать...

Mark_is: zavr пишет: Блеааааать... до че же она страшная Не в энтим счастье, мужаки! Чайковский был педераст, но мы его любим не только за это.

Алька: Mark_is пишет: Не в энтим счастье, мужаки! Я, конечно, ни разу не мужаки..но очень любопытная..поэтому вопрос: а в чем счастье, Маркуш..а?

zavr: Шал пишет: Зато шевелюре даже сам дач мог бы позавидовать... Когда Йуля по вечерам надевает усы и бороду, то становится похожа на Венедиктова, который в свою очередь расчесывает патлы под Макара (или наоборот - хрен их разберешь). А все вместе они - экстраполяция на чудовищно уродливую Боннэр. Или вот для сравнения: Такое впечатление, что пятнистое чудо слева с годами становится похоже на своего (якобы) оппонента Борю. Такшты, Бриан, ты с этим поаккуратнее..не будешь любить Родину - будешь в старости египецким фиником, прекрасным как старушка Алексеева

zavr: Алька пишет: Я, конечно, ни разу не мужаки..но очень любопытная..поэтому вопрос: а в чем счастье, Маркуш..а? Марк опять сбежал на самом интересном месте

Mark_is: Алька пишет: Я, конечно, ни разу не мужаки..но очень любопытная..поэтому вопрос: а в чем счастье, Маркуш..а? Применительно к Юле, я имел ввиду, что как-то не обращаю внимание на её внешние данные. Ежели б она была в мюзик-холле, тады другой коленкор. А так... и так сойдёт. А ежели за счастье в широком смысле, так вот, с Вами пообщался и уже счастье. Мног ли человеку надо.

Mark_is: Про кота ученого (из Инета, оч понравилось, хотя кому как ...))) Возьмем, например, кота... Речь о тех временах, когда русскоговорящих интервьюеров в израильских военкоматах еще не было, а русские призывники уже были. Из-за того, что они в большинстве своем плохо владели ивритом, девочки-интервьюеры часто посылали их на проверку к так называемым "офицерам душевного здоровья" (по специальности - психологам или социальным работникам), чтобы те на всякий случай проверяли, все ли в порядке у неразговорчивого призывника. Кстати, офицер душевного здоровья - "кцин бриют нефеш" - сокращенно на иврите называется "кабан". Хотя к его профессиональным качествам это, конечно же, отношения не имеет. Офицер душевного здоровья в военкомате обычно проводит стандартные тесты - "нарисуй человека, нарисуй дерево, нарисуй дом". По этим тестам можно с легкостью исследовать внутренний мир будущего военнослужащего. В них ведь что хорошо - они универсальные и не зависят от знания языка. Уж дом-то все способны нарисовать. И вот к одному офицеру прислали очередного русского мальчика, плохо говорящего на иврите. Офицер душевного здоровья поздоровался с ним, придвинул лист бумаги и попросил нарисовать дерево. Русский мальчик плохо рисовал, зато был начитанным. Он решил скомпенсировать недостаток художественных способностей количеством деталей. Поэтому изобразил дуб, на дубе - цепь, а на цепи - кота. Понятно, да? Офицер душевного здоровья придвинул лист к себе. На листе была изображена козявка, не очень ловко повесившаяся на ветке. В качестве веревки козявка использовала цепочку. - Это что? - ласково спросил кабан. Русский мальчик напрягся и стал переводить. Кот на иврите - "хатуль". "Ученый" - мад'ан, с русским акцентом - "мадан". Мальчик не знал, что в данном случае слово "ученый" звучало бы иначе - кот не является служащим академии наук, а просто много знает, то есть слово нужно другое. Но другое не получилось. Мальчик почесал в затылке и ответил на вопрос офицера: - Хатуль мадан. Офицер был израильтянином. Поэтому приведенное словосочетание значило для него что-то вроде "кот, занимающийся научной деятельностью". Хатуль мадан. Почему козявка, повесившаяся на дереве, занимается научной деятельностью, и в чем заключается эта научная деятельность, офицер понять не мог. - А что он делает? - напряженно спросил офицер. (Изображение самоубийства в проективном тесте вообще очень плохой признак). - А это смотря когда, - обрадовался мальчик возможности блеснуть интеллектом. - Вот если идет вот сюда (от козявки в правую сторону возникла стрелочка), то поет песни. А если сюда (стрелочка последовала налево), то рассказывает сказки. - Кому? - прослезился кабан. Мальчик постарался и вспомнил: - Сам себе. На сказках, которые рассказывает сама себе повешенная козявка, офицер душевного здоровья почувствовал себя нездоровым. Он назначил с мальчиком еще одно интервью и отпустил его домой. Картинка с дубом осталась на столе. Когда мальчик ушел, кабан позвал к себе секретаршу - ему хотелось свежего взгляда на ситуацию. Секретарша офицера душевного здоровья была умная адекватная девочка. Но она тоже недавно приехала из России. Босс показал ей картинку. Девочка увидела на картинке дерево с резными листьями и животное типа кошка, идущее по цепи. - Как ты думаешь, это что? - спросил офицер. - Хатуль мадан, - ответила секретарша. Спешно выставив девочку и выпив холодной воды, кабан позвонил на соседний этаж, где работала его молодая коллега. Попросил спуститься проконсультировать сложный случай. - Вот, - вздохнул усталый профессионал. - Я тебя давно знаю, ты нормальный человек. Объясни мне пожалуйста, что здесь изображено? Проблема в том, что коллега тоже была из России... Но тут уже кабан решил не отступать. - Почему? - тихо, но страстно спросил он свою коллегу. - ПОЧЕМУ вот это - хатуль мадан? - Так это же очевидно! - коллега ткнула пальцем в рисунок.- Видишь эти стрелочки? Они означают, что, когда хатуль идет направо, он поет. А когда налево... Не могу сказать, сошел ли с ума армейский психолог и какой диагноз поставили мальчику. Но сегодня уже почти все офицеры душевного здоровья знают: если призывник на тесте рисует дубы с животными на цепочках, значит, он из России. Там, говорят, все образованные. Даже кошки.

zavr: Mark_is пишет: Про кота ученого Афтар пеши исчо!

Алька: zavr пишет: Видишь эти стрелочки? Они означают, что, когда хатуль идет направо, он поет. А когда налево... — Сонечка, мой Абраша таки хатуль мадан. — Почему это? — Когда он ходит налево, то любит рассказывать мне сказки. «Мад’ан» действительно переводится с иврита на русский как «учёный». Но — как существительное. Прилагательное «учёный» гораздо ближе к слову «мелумад» (обученный, образованный). Так что правильно — «хатуль мелумад» (рас. ивр. חתול מלומד). (с)

Mark_is: Алька пишет: «Мад’ан» действительно переводится с иврита на русский как «учёный». Но — как существительное. Прилагательное «учёный» гораздо ближе к слову «мелумад» (обученный, образованный). Так что правильно — «хатуль мелумад» (рас. ивр. חתול מלומד). (с) Алька! Ну, Вы, действительно, ЗНАЙКА! Всё очень точно.

ахрегг: честно говоря, мне больше нравится версия этой песни на идише (эта песня уже где-то есть на форуме): еще одна версия: а вот немецкая: один текст, практически

Алька: Mark_is пишет: Ну, Вы, действительно, ЗНАЙКА Маркуш! я вот тут задумалась..признать женщину "Знайкой"-это похвалить или?:)..развейте мои сомнения!:)) может лучше, как говорил уважаемый МихМих быть "прелесть, какой дурочкой"?:))

Mark_is: Алька пишет: может лучше, как говорил уважаемый МихМих быть "прелесть, какой дурочкой"?:)) Ат сытуцыы завысыт! Но в данном случае это было признание чисто конкретно. Даже заглавными буквами.

Алька: Маркуш! Говорят, у вас сегодня отмечают еврейскую пасху "Пейсах"? Заповедь есть мацу является центральной заповедью праздника Песах. Мацу, которую едят в Песах, пекут из теста, которое не успевает закваситься (с момента соприкосновения муки с водой не должно пройти больше 18 минут) Маца - один из символов Исхода евреев из Египта. Есть очень много красивых толкований этого символа в еврейской традиции - одно из которых - Хлеб Бедности. Евреи предпочли вкушать хлеб бедности в пустыне, став свободным народом, "мясу в горшках", в египетском рабстве. Иисус с учениками во время Тайной Вечери кушали таки мацу.

Mark_is: Алька пишет: Евреи предпочли вкушать хлеб бедности в пустыне, став свободным народом, "мясу в горшках", в египетском рабстве. Это одно из современных толкований. Первоначально объясняли это поспешностью, с которой евреи вынуждены были бежать из Египта (пока фараон не передумал), так, что даже тесто не успело забродить. Сегодня после захода солнца можно начинать праздновать.

zavr: Раввин России поздравил евреев с праздником Песах В ХХ веке преследования поставили еврейство в России на грань исчезновения. Благодаря кому и чему оно выжило и теперь бурно развивается? Благодаря людям, которые безгранично верили, которые уповали на Б-га и сохраняли еврейский образ жизни, несмотря ни на что. Именно за их заслуги Б-г помог нашему народу сохраниться.

Mark_is: zavr пишет: Б-г помог нашему народу сохраниться. Да уж! На Б-га надейся...

xalex: Mark_is пишет: Да уж! На Б-га надейся... Б-гу Б-гово...

ЙоЖеГ: Таки да! Впечатлительная, однако, наш президент особа. В США слетал - милицию в полицию переименовал, в Гонконге погостил - решил электричество в 22.00 обрубать... ПОЖАЛУЙСТА! Не пускайте его в баню с евреями! Страна ЭТОГО не переживет!

Mark_is: ЙоЖеГ пишет: ПОЖАЛУЙСТА! Не пускайте его в баню с евреями! Страна ЭТОГО не переживет! Ёж! Не боись - это не больно. Сам, правда, не пробовал.

zavr: Mark_is пишет: Да уж! На Б-га надейся... Марк, правильно ли я понял, что фразу Лазара "В ХХ веке преследования поставили еврейство в России на грань исчезновения" ты сомнению не подвергаешь?

Mark_is: zavr пишет: Марк, правильно ли я понял, что фразу Лазара "В ХХ веке преследования поставили еврейство в России на грань исчезновения" ты сомнению не подвергаешь? Ерунда это всё. Во-первых 20-й век большой. Да, до 17-го года было ограничение в правах, черта оседлости и пр. В послевоенное время был государственный антисемитизм. В связи с этим часть евреев ассимилировалась, после 90-х уехали в Штаты, Германию, Израиль, но исчезновением не пахло. Думаю, что и сам Б.Лазар прекрасно это понимает. Так, что притемнил он, конечно.

Mark_is:

Mark_is: Яир Лапид – известный и популярнейший израильский журналист-телеведущий. Статья переведена из субботней газеты. Толковые вопросы - без ответа. Загадка ненависти. Перевод Ricky Сто лет конфликта, 6 войн, миллиарды долларов, выброшенных на ветер, сотни тысяч убитых, не считая мальчика, лежащего рядом со мной на скалистом берегу озера Керон в 1982-м. Мы оба смотрели, как его кишки вываливаются наружу. Вертолет забрал его, и до сих пор я не знаю, жив он или мертв. И все же это невозможно понять. Это не только то, что произошло, но и то, чего НЕ произошло - непостроенные больницы, неоткрытые университеты, непроложенные дороги, три года, вырванные армией из жизни миллионов молодых людей. И до сих пор ни намека на решение загадки, с которой все началось: На этот раз я не имею в виду палестинцев. Наш с ними конфликт интимен и регионален, и напрямую влияет на их жизнь. Не затрагивая вопроса, кто прав, понятно, что у них есть причины не хотеть нашего пребывания здесь. Мы все понимаем, что в конечном итоге, так это и решится, между нами и ними, кровью, потом и слезами, которые запачкают страницы договора. Пока этого не случилось, это все-таки война, которую можно понять, хотя ни один вменяемый человек не поймет средств, которыми она ведется. Это о других, которых понять нельзя. Почему Насралла, вместе с сотнями тысяч своих сподвижников, посвящает свою жизнь и свои несомненные спсобности, судьбу своей страны, войне со страной, которой никогда не видел, с людьми, которых никогда не встречал, с армией, с которой он не имеет ни малейшей причины воевать? Почему иранские дети, которые даже не могут найти Израиль на карте (в основном, по причине его микроскопичеких размеров), сжигают его флаг на городской площади и предлагают покончить с собой ради его уничтожения? Почему египетские и иорданские интеллектуалы натравливают наивных и беспомощных против мирных договоров, прекрасно понимая, что отмена мирных договоров отбросит их страны на двадцать лет назад? Почему сирийцы готовы оставаться убогой страной третьего мира ради сомнительного права субсидировать террористические организации, которые, в конечном счете, будут угрожать их же существованию? За что нас ненавидят в Ираке? В Судане? Что мы им сделали? Какое отношение мы вообще имеем к их жизни? Что они знают о нас? И почему нас ненавидят в Афганистане? Им там нечего есть, откуда у них силы ненавидеть? Есть так много ответов на этот вопрос, и все же он остается загадкой. Да, это на религиозной почве, но и религиозные люди сами делают свой выбор. Коран (и Шариат- свод религиозных законов, как Шульхан Арух у евреев), содержит тысячи законов, почему же именно мы так их занимаем? Есть немало государств, давших им веские причины для ненависти. Не мы вели крестовые походы, не мы правили колониями, никогда мы не пытались обратить их в иудаизм. Монголы, сельджуки, греки, римляне, крестоносцы, оттоманцы, англичане, все захватывали, разрушали, разграбляли весь регион. Мы даже и не пытались, как же получилось, что именно мы - ВРАГ? Если речь идет о солидарности со своими братьями - палестинцами, то где же саудовские тракторы, отстраивающие район Гуш Катиф? Что произошло с индонезийской делегацией, строящей новую школу в Газе? Где врачи из Кувейта с новейшим операционным оборудованием? Есть так много способов возлюбить брата своего, почему же они предпочитают помогать ему ненавидеть? Это из-за чего-то, что мы сделали? Полторы тысячи лет антисемитизма научили нас (самым болезненным образом) тому, что есть в нас нечто, что раздражает весь мир. И тогда мы сделали то, чего все от нас хотели: ушли. Построили себе свое крохотное государство, в котором мы сможем доводить друг друга, не мешая другим. И даже не просили многого. Израиль простирается на территорию 1% от площади Саудовской Аравии. Ни нефти, ни полезных ископаемых. Не занимая территорию ни одного из существущих государств. Города, которые подверглись обстрелам на этой неделе, ни у кого не были отобраны. Нагария, Афула и Кармиэль вообще не существовали, пока мы их не основали. Остальные катюши ударили по местам, принадлежность которых нам никогда и никем не оспаривалась. В Хайфе жили евреи еще в 3-м веке до нашей эры, Тверия была местом последнего Синедриона, так что нельзя сказать, что мы отобрали их у кого бы то ни было. Однако ненависть продолжается. Активная, ядовитая, непрерывная. В предудущую субботу президент Ирана Ахмениджад снова призвал "действовать во имя уничтожения Израиля", как-будто мы бактерии. Мы так к этому привыкли, что даже не спрашиваем почему. Израиль не надеется и никогда не надеялся, что Иран исчезнет. Пока они этого хотели, мы поддерживали с ними дипломатические отношения. Между нами нет границы, или даже плохих воспоминаний. И все же они готовы бороться со всем западным миром, терпеть торговые эмбарго, ухудшать качество жизни, разрушить то малое, что осталось от их экономики, за право горячо нас ненавидеть. Я пытаюсь вспомнить и не могу: мы их чем-то обидели? Когда? Как? Почему он сказал в своей речи, что Израиль - главная проблема мусульманского мира? Более миллиарда людей живут в исламском мире, большая часть в жутких условиях. Они голодают, живут в нищете, безграмотны, страдают в кровопролитных конфликтах, от Кашмира до Курдистана, от Дарфура, умирающего от голода, до Бангладеш, истекающего кровью. С чего вдруг мы - их главная проблема? Каким образом мы им мешаем? Я отказываюсь принять объяснения на уровне "Такие уж они есть". Это говорилось о нас так часто, что я уже сомневаюсь в этом утверждении. Должна быть причина получше, какая нибудь тайна, из-за которой жители Южного Ливана решают поджечь тихую границу, захватить солдат армии, которая уже давно ушла с их территории, превратить в руины свое государство, которое едва стало восстанавливаться после многих трагических лет. Мы привыкли говорить себе предложения вроде "Это Иранское влияние" или "Сирия заправляет всем" - но это слишком простое объяснение. Что с ними? О чем они думают? Что с их надеждами, любовью, мечтами и стремлениями? Что с их детьми? Когда они разрушают жизни своих детей и посылают их умирать, неужели им достаточно сказать, что оно того стоило, только потому, что они до такой степени нас ненавидят? Тут вечности запах томительный, И свежие фрукты дешёвые, А климат у нас – изумительный, И только соседи – хуёвые. Игорь Губерман

Mark_is: [ut]http://www.youtube.com/watch?v=TePqr9tsVNY&feature=related[/ut]

Mark_is:

xalex: Марк, я дико извиняюсь, конечно, но не вставило.

Mark_is: xalex пишет: Марк, я дико извиняюсь, конечно, но не вставило. Да, не шедевр. Автор Володя Фридман драматический актёр и, по совместительству, бард. Но написано от души. Просто, чтобы понять - нужно здесь жить.

Brian: Mark_is пишет: Да, не шедевр. А мне очень понравилось)))

Mark_is: Игорь Губерман ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ДМИТРИЕМ БЫКОВЫМ для интернет-газеты "Собеседник" Дмитрий Быков: А в Израиле? Игорь Губерман: Мне хорошо в Израиле. Хотя здесь очень много дураков. Как еврейский мудрец несравненно мудр, так и еврейский дурак несравненно, титанически глуп, и каждый убежден в своем праве учить весь мир. Что поделаешь, страна крайностей. Дмитрий Быков: Нет у вас ощущения, что она обречена? Игорь Губерман: О том, что она обречена, говорят с момента ее возникновения, это уже добрая примета. Если перестанут говорить, что мы обречены, - это будет повод насторожиться. Дмитрий Быков: Но нет у вас ощущения, что назначение еврея - все-таки быть солью в супе, а не собираться в отдельной солонке, вдобавок спорной в территориальном смысле? Игорь Губерман: Я слышал эту вашу теорию, и это, по-моему, херня, простите меня, старика. Вы говорите много херни, как и положено талантливому человеку. Наверное, вам это зачем-то нужно - может, вы так расширяете границы общественного терпения, приучаете людей к толерантности, все может быть. Я вам за талант все прощаю. Но не задумывались ли вы, если серьезно, - что у евреев сегодня другое предназначение? Что они - форпост цивилизации на Востоке? Что кроме них, с их жестковыйностью, и самоуверенностью, и долгим опытом противостояния всем на свете, - кроме этого никто не справился бы? Ведь если не будет этого крошечного израильского форпоста - и весь этот участок земли достанется такому опасному мракобесию, такой агрессии, такой непримиримой злобе, что равновесие-то, пожалуй, и затрещит. Вот как выглядит сегодня миссия Израиля, и он, по-моему, справляется. Да и не собралась вся соль в одной солонке, она по-прежнему растворена в мире. Просто сюда, в самое опасное место, брошена очень большая щепоть. Евреи, живущие здесь, особенные. От прочих сильно отличаются. Ну и относитесь к ним, как к отряду пограничников, к заставе. Характер от войны сильно портится, да. Он хуже, чем у остальных евреев. Раздражительнее. Ну так ведь и жизнь на границе довольно нервная.Зато остальным можно чувствовать себя спокойно...

Mark_is: Интервью. В ПЕРИСКОПЕ - ИЗРАИЛЬ Чуть больше трехсот лет назад, 20 октября 1696 года, боярская Дума в Московском Кремле приняла лаконичное решение: "Морским судам быть!" С этого времени верхи стали внедрять в общественное сознание россиян новые понятия, связанные с морской службой и военным флотом, строительство которого, несмотря на разорительность его для бюджета, рассматривалось царями как одна из важнейших задач. Вот почему 20 октября считается днем рождения военно-морского флота России. Не ставя перед собой цель погружаться в анналы ее славной морской истории, отмечу все же, что в годы Великой Отечественной войны действия флота ограничивались отдельными нерегулярными, но, безусловно, героическими (вследствие их необеспеченности) боями. К сожалению, никакого практического влияния на исход второй мировой войны советский флот не оказал. Исходя из этого, когда война кончилась, была разработана программа строительства "большого морского и океанского флота", утвержденная специальным постановлением Совнаркома от 2 ноября 1945 года. Согласно этой программе, к 1960 году военно-морской флот СССР должен был иметь, помимо прочих кораблей, 146 больших, 236 средних и 112 малых подводных лодок. Постановление Совета Министров от 28 июня 1953 года положило начало созданию советских атомных подводных лодок (сегодня сотни их, наполненных радиоактивными отходами, бесперспективно стоят у причалов Североморска и дальневосточных баз). Уже в 1955 году состоялась закладка первой такой лодки. В том же году на Северном флоте был произведен первый в истории пуск баллистической ракеты с подводной лодки: флот готовился к нанесению неожиданного ядерного удара. Кто же угрожал СССР? От кого следовало ожидать "вероломного" нападения? Куда прокладывали курс командиры таких мощных подводных крейсеров, как "К-172"? В рамках скромных мероприятий, связанных с празднованием трехсотлетия военно-морского флота России, состоялся так называемый "круглый стол", в котором приняли участие адмиралы запаса. Возглавлял это заседание бывший главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Николаевич Чернавин, а одним из активных участников его был вице-адмирал Николай Александрович Шашков. В своих выступлениях вице-адмирал соглашался с тем, что прежние имперские замашки "длинной морской руки" сегодня России не по карману. "Пусть лодок у нас будет меньше, - сказал вице-адмирал, - но они должны быть обеспечены грамотными специалистами". Шашков знал, что говорил. Ему по личному опыту известно, что одна его подводная лодка "К-172" могла превратить в 1967 году Государство Израиль в огромный Чернобыль. "В 1967-1968 годах командиру атомного ракетоносца капитану I ранга Николаю Шашкову приходилось выполнять задания в самом горячем тогда районе планеты - восточной части Средиземного моря на фоне арабо-израильского конфликта. Не секрет, что СССР не только морально поддерживал тогда своих арабских друзей, но и оказывал им военную помощь. У меня нет никаких сомнений, что капитан I ранга Николай Шашков выполнил бы любой приказ командования, если бы локальный конфликт разросся до глобальных размеров". Адмирал флота Владимир Чернавин "...Этот человек - капитан I ранга Николай Александрович Шашков должен был уничтожить Израиль, выпустив по территории прибрежного государства восемь крылатых ракет П-6 с ядерными боеголовками, после чего на этой древней библейской земле должно было вспыхнуть как минимум восемь Хиросим, или, если прибегнуть к библейским сравнениям, восемь Гоморр, уничтоженных Всевышним в дыму и пламени. Это событие должно было произойти перед праздником Песах в месяце нисан 1968 года". (Журнал "Родина", 1996, №№ 7-8). Позволю себе предположить, что эффект ядерного удара по Израилю не ограничился бы восьмью Хиросимами. Ведь мощность американской атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, составляла "всего" двадцать килотонн тротилового эквивалента, а к советским ракетам пристыковывали, как правило, мегатонную боеголовку. Причем ни один командир атомного ракетоносца не знает точно, какой именно смертоносный груз несут его ракеты, так как боеголовки пристыковываются специалистами из другого ведомства. Для командира подводной лодки вполне достаточно знать только исходные данные для расчета траекторий. Излишним же любопытством офицеры флота не страдают, так как это предельно опасно. Какой же корабль угрожал уничтожением целому государству, члену ООН? Это была всего лишь атомная ракетная подводная лодка "К-172" (бортовой номер 310. - С.Б.). По натовской классификации это лодка типа "Эхо-2". Водоизмещение надводное - 5800 т, подводное - 6200 т. Длина - 119 м. Десять отсеков. Два реактора. Скорость подводная - 24 узла, то есть примерно 45 км/час. Экипаж - 90 человек. Построена в Северодвинске в шестидесятых годах. Считается кораблем "разового употребления"... "Разового" - это значит, что пуск ракет на лодках этого класса производился только в надводном положении. Время подготовки к стрельбе, то есть от всплытия до пуска, составляет двадцать минут. Этого времени более чем достаточно для обнаружения лодки и ее уничтожения сразу после залпа. Другими словами, лодкой управляет команда смертников, совершенно, кроме разве офицеров, не догадывающихся о своем конце. На флоте лодка "К-172" получила среди моряков прозвище "раскладушка". Ее прозвали так за поднимающиеся из легкого корпуса ракетные контейнеры, расположенные попарно по бортам. Лодка несет восемь ракет и двадцать торпед. Вот такая довольно скромная подводная лодочка. Сегодня вице-адмирал Николай Александрович Шашков, как уже сказано, в отставке, носит скромный серый костюм, галстуков не любит. Живет в Москве. С балкона его квартиры открывается великолепный вид на сверкающий куполами восстановленный храм Христа Спасителя. И я невольно задаю себе вопрос: принял бы этот Спаситель душу христианина Шашкова, если бы тот превратил город Назарет в Хиросиму? Иерусалим - в Нагасаки? Гроб Господень - в радиоактивную пыль? ФРАГМЕНТ БЕСЕДЫ ВИЦЕ-АДМИРАЛА Н.А.ШАШКОВА С ПИСАТЕЛЕМ, КАПИТАНОМ I РАНГА Н.А.ЧЕРКАШИНЫМ Н.Черкашин. - На какие города Израиля были нацелены ракеты? Н.Шашков. - Мы должны были бить по площадям, хотя ракеты П-6 (по классификации НАТО - СС-12) - радиоуправляемые и предназначены для поражения крупных надводных целей - авианосцев, линкоров, крейсеров. Умная ракета наводится хорошо, лишь бы цель была с достаточными радиоотражающими свойствами... Для стрельбы по береговым объектам предназначались ракеты П-5, неуправляемые. Мы же "загрубляли" управляемые ракеты П-6, чтобы они летели как неуправляемые. - И был такой специальный приказ? - Он мог бы быть. Мы его ждали. Перед выходом на боевую службу я получил устное распоряжение Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова: "Быть готовым к нанесению ракетного удара по побережью Израиля". Разумеется, если бы американцы и израильтяне начали высадку десанта на побережье дружественной нам Сирии. У берегов Сирии и была моя позиция. Меня очень сковывала дальность полета моих ракет. Она не превышала шестисот километров, поэтому мне пришлось "елозить", как говорят подводники, в опасной близости от американских авианосцев. А их было три: "Америка ", "Форрестол " и "Энтерпрайз". А в эскорте у каждого - ни много ни мало 20-30 кораблей и почти на каждом - система поиска подводных лодок. А я - один. К тому же в воздухе висели американские патрульные самолеты. Временами над морем кружилось до семнадцати крылатых охотников за субмаринами, которые молотили своими радарами по всему Восточному Средиземноморью. Они искали советскую подводную завесу, не подозревая, что вместо нее под водой находится лишь одна моя "К-172". И мой корабль был, если хотите, козырным тузом в той весьма накаленной и вовсе не карточной игре. Да, это был сталинский "корабль-бандит". Это был второй после Карибского кризиса случай, когда СССР поставил мир перед угрозой ядерной войны, и начать ее должен был капитан I ранга Шашков по сигналу из Москвы, который, к счастью, не поступил. - Чтобы не пропустить сигнал из Москвы, нам надо было подвсплывать на сеансы связи через каждые два часа. Море было неспокойное - три-четыре балла, качало. То и дело приходилось нырять от приближающихся самолетов. Вокруг обычная жизнь: сухогрузы, лайнеры, рыбаки. А мы почти все время на перископной глубине. А эта глубина для подводной лодки опаснее, чем предельная, можно угодить под чей-нибудь форштевень. Однако главная опасность - американские низкочастотные гидроакустические станции-сонары. Если бы они нас обнаружили, сбежалось бы полдюжины противолодочных кораблей, повисли бы противолодочные вертолеты "Си Кинг ", а на хвост села бы торпедная атомная подводная лодка, готовая всадить полный залп, едва я открыл бы крышки ракетных контейнеров. - А арабы знали о вашем присутствии? - О том, какая лодка и где она находится, конечно, нет. Но знали: в критической ситуации Советский Союз поддержит любыми средствами, в том числе и ядерными. Откуда будет нанесен удар по Израилю, тоже догадывались: с моря. - Вы сознавали, что вы заложники большой политики, что вы, по сути дела, смертники? - Я прекрасно понимал весь риск нашего, так сказать, предприятия. Но на войне как на войне. Рискуешь каждый день, а под водой, с двумя атомными реакторами, с двумя десятками торпед и восьмью ракетами под боком, рискуешь ежечасно, если не ежеминутно. Мы военные люди - мы присягали выполнять любые приказы партии и правительства, даже если они связаны с угрозой собственной жизни... - И всему миру? - Вы думаете, американцы не вели себя точно так же? Я могу назвать вам фамилии командиров американских атомоходов, которые держали под прицелом Москву или промышленные районы Урала. Им тоже могла выпасть честь, а точнее сказать, несчастье - начать третью мировую. И американцы знали, что СССР в случае неблагоприятного для него развития событий на Ближнем Востоке способен нанести ракетно-ядерный удар точно так же, как это могли сделать американские стратеги, защищая свои геополитические интересы. В том-то и состоял опасный абсурд "холодной войны", что любой локальный кризис - у кубинских ли берегов, в индонезийском ли архипелаге или на Ближнем Востоке - мог мгновенно перерасти в термоядерную войну со всеми ее чудовищными для человечества последствиями. Лично же я никакой вражды к Израилю не испытывал и не испытываю. И еще один момент. Одно дело, когда ты, пехотинец скажем, видишь своего противника в лицо, целишься в живого конкретного человека: другое - когда перед тобой пульт, приборы, лампочки, стрелки. Ты не видишь ни крови, ни разрушений, ни взрывов, ни пожарищ. Привычные манипуляции с привычной техникой - и все. Может исчезнуть целая страна, но лично ты этого не заметишь, находясь под водой или в подземном бункере. Технология массового поражения или уничтожения стала такой, что непосредственный исполнитель ядерного апокалипсиса не несет личной ответственности. Он - лишь рабочее звено в общей машине войны. Войны начинают не адмиралы, а люди в штатском. Именно они, политики, и отдают роковые приказы. - Вам не страшно, так сказать, задним чистом, полное сознание опасности, которой вы, вольно или невольно, подвергали себя и мир? - Видите ли, в моей жизни было столько опасных моментов, что... Врачи говорят, что все стрессы остаются в подкорке и потом дают о себе знать. Да, иной раз такое приснится... Но в целом у меня спокойная совесть. Я честно выполнял свой воинский долг, и мне не стыдно, как говорится, за прожитые годы... У меня и сын Александр по моим стопам пошел, служит офицером на подводном ракетоносце последнего поколения. Он тоже выполнит приказ. В этом честь солдата - советского, американского, какого угодно . - У вас на лодке были евреи в тот период, когда вы ходили к Израилю? - Были евреи, как и на всех других советских кораблях. - Они знали, что вам назначено уничтожить Израиль? - Нет. О приказе быть в готовности к нанесению удара знал только я. Но и они, конечно, догадывались, что мы пришли в Хайфу не для визита вежливости. - И как они себя вели? - Без замечаний. - А почему выбор пал именно на вас? - У меня уже был опыт несения боевой службы в Средиземноморье. Я только что вернулся из большой "автономки " в 1967 году, выполнив все поставленные задачи на "отлично". Опыт, что называется, свежий. Но, думаю, не последнюю роль сыграли и мои биографические данные. Отец был чекистом, начальником особого отдела 2-й Ударной армии. - Той самой, которой командовал генерал Власов? - Да, той самой. Отец вместе с Власовым выходил из окружения. И когда ситуация стала критической, отец застрелился, а Власов сдался. Что бы там ни говорили сейчас о чекистах, я убежден, что среди них были кристально чистые люди. Как отец... Недавно отыскал его могилу в новгородских лесах. Увы - символическую. - Николай Александрович, как вы считаете: нынешний военно-морской флот России в состоянии повторить ту акцию, в которой вы участвовали в 1968 году? - Не так давно атомный подводный крейсер класса "Акула", находясь на боевом патрулировании, вышел в район Северного полюса Земли. Там, на макушке планеты, командир подводного ракетоносца получил приказ произвести пуск одной из своих двадцати ракет. Точка наведения - полигон в Архангельской области. Все боевые блоки ракеты РСМ-52 точно поразили условные цели в заданных координатах. Это всего лишь одна ракета. А в целом "Акула " способна устроить ядерный град из двухсот разделяющихся боеголовок. За ураганную мощь этот стратегический подводный ракетный комплекс назвали "Тайфун". Выводы делайте сами. Оторопь берет, когда читаешь подобные откровения. Июль 1997 (Из книги "Почти 12 лет и другие годы") Автор Семен БЕЛЕНЬКИЙ Переслала С.Надельсон

Mark_is: Эту статью Губерман писал во время 2-й ливанской войны. Загадка ненависти. Сто лет конфликта, 6 войн, миллиарды долларов, выброшенных на ветер, сотни тысяч убитых, не считая мальчика, лежащего рядом со мной на скалистом берегу озера Керон в 1982-м. Мы оба смотрели, как его кишки вываливаются наружу. Вертолет забрал его, и до сих пор я не знаю, жив он или мертв. И все же это невозможно понять. Это не только то, что произошло, но и то, чего НЕ произошло - непостроенные больницы, неоткрытые университеты, непроложенные дороги, три года, вырванные армией из жизни миллионов молодых людей. И до сих пор ни намека на решение загадки, с которой все началось: На этот раз я не имею в виду палестинцев. Наш с ними конфликт интимен и регионален, и напрямую влияет на их жизнь. Не затрагивая вопроса, кто прав, понятно, что у них есть причины не хотеть нашего пребывания здесь. Мы все понимаем, что в конечном итоге, так это и решится, между нами и ними, кровью, потом и слезами, которые запачкают страницы договора. Пока этого не случилось, это все-таки война, которую можно понять, хотя ни один вменяемый человек не поймет средств, которыми она ведется. Это о других, которых понять нельзя. Почему Насралла, вместе с сотнями тысяч своих сподвижников, посвящает свою жизнь и свои несомненные спсобности, судьбу своей страны, войне со страной, которой никогда не видел, с людьми, которых никогда не встречал, с армией, с которой он не имеет ни малейшей причины воевать? Почему иранские дети, которые даже не могут найти Израиль на карте (в основном, по причине его микроскопичеких размеров), сжигают его флаг на городской площади и предлагают покончить с собой ради его уничтожения? Почему египетские и иорданские интеллектуалы натравливают наивных и беспомощных против мирных договоров, прекрасно понимая, что отмена мирных договоров отбросит их страны на двадцать лет назад? Почему сирийцы готовы оставаться убогой страной третьего мира ради сомнительного права субсидировать террористические организации, которые, в конечном счете, будут угрожать их же существованию? За что нас ненавидят в Ираке? В Судане? Что мы им сделали? Какое отношение мы вообще имеем к их жизни? Что они знают о нас? И почему нас ненавидят в Афганистане? Им там нечего есть, откуда у них силы ненавидеть? Есть так много ответов на этот вопрос, и все же он остается загадкой. Да, это на религиозной почве, но и религиозные люди сами делают свой выбор. Коран (и Шариат- свод религиозных законов, как Шульхан Арух у евреев), содержит тысячи законов, почему же именно мы так их занимаем? Есть немало государств, давших им веские причины для ненависти. Не мы вели крестовые походы, не мы правили колониями, никогда мы не пытались обратить их в иудаизм. Монголы, сельджуки, греки, римляне, крестоносцы, оттоманцы, англичане, все захватывали, разрушали, разграбляли весь регион. Мы даже и не пытались, как же получилось, что именно мы - ВРАГ? Если речь идет о солидарности со своими братьями - палестинцами, то где же саудовские тракторы, отстраивающие район Гуш Катиф? Что произошло с индонезийской делегацией, строящей новую школу в Газе? Где врачи из Кувейта с новейшим операционным оборудованием? Есть так много способов возлюбить брата своего, почему же они предпочитают помогать ему ненавидеть? Это из-за чего-то, что мы сделали? Полторы тысячи лет антисемитизма научили нас (самым болезненным образом) тому, что есть в нас нечто, что раздражает весь мир. И тогда мы сделали то, чего все от нас хотели: ушли. Построили себе свое крохотное государство, в котором мы сможем доводить друг друга, не мешая другим. И даже не просили многого. Израиль простирается на территорию 1% от площади Саудовской Аравии. Ни нефти, ни полезных ископаемых. Не занимая территорию ни одного из существущих государств. Города, которые подверглись обстрелам на этой неделе, ни у кого не были отобраны. Нагария, Афула и Кармиэль вообще не существовали, пока мы их не основали. Остальные катюши ударили по местам, принадлежность которых нам никогда и никем не оспаривалась. В Хайфе жили евреи еще в 3-м веке до нашей эры, Тверия была местом последнего Синедриона, так что нельзя сказать, что мы отобрали их у кого бы то ни было. Однако ненависть продолжается. Активная, ядовитая, непрерывная. В предудущую субботу президент Ирана Ахмениджад снова призвал "действовать во имя уничтожения Израиля", как-будто мы бактерии. Мы так к этому привыкли, что даже не спрашиваем почему. Израиль не надеется и никогда не надеялся, что Иран исчезнет. Пока они этого хотели, мы поддерживали с ними дипломатические отношения. Между нами нет границы, или даже плохих воспоминаний. И все же они готовы бороться со всем западным миром, терпеть торговые эмбарго, ухудшать качество жизни, разрушить то малое, что осталось от их экономики, за право горячо нас ненавидеть. Я пытаюсь вспомнить и не могу: мы их чем-то обидели? Когда? Как? Почему он сказал в своей речи, что Израиль - главная проблема мусульманского мира? Более миллиарда людей живут в исламском мире, большая часть в жутких условиях. Они голодают, живут в нищете, безграмотны, страдают в кровопролитных конфликтах, от Кашмира до Курдистана, от Дарфура, умирающего от голода, до Бангладеш, истекающего кровью. С чего вдруг мы - их главная проблема? Каким образом мы им мешаем? Я отказываюсь принять объяснения на уровне "Такие уж они есть". Это говорилось о нас так часто, что я уже сомневаюсь в этом утверждении. Должна быть причина получше, какая нибудь тайна, из-за которой жители Южного Ливана решают поджечь тихую границу, захватить солдат армии, которая уже давно ушла с их территории, превратить в руины свое государство, которое едва стало восстанавливаться после многих трагических лет. Мы привыкли говорить себе предложения вроде "Это Иранское влияние" или "Сирия заправляет всем" - но это слишком простое объяснение. Что с ними? О чем они думают? Что с их надеждами, любовью, мечтами и стремлениями? Что с их детьми? Когда они разрушают жизни своих детей и посылают их умирать, неужели им достаточно сказать, что оно того стоило, только потому, что они до такой степени нас ненавидят? Тут вечности запах томительный, И свежие фрукты дешёвые, А климат у нас - изумительный, И только соседи - хуёвые. Игорь Губерман



полная версия страницы